Новости
РОДИТЕЛЯМ О ФГОС
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое ФГОС НОО?
ФГОС устанавливаются в РФ в соответствии с требованиями Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.
Зачем ввели новые ФГОС?
1. Школа всегда была и является основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе. Но сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текста. Поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются и представляются в цифровом виде (фотография, видеофильм, мультфильм и т.д.). Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых на усвоение ребенком знаний, умений, навыков. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатах.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Личностные (например, у ученика будет сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе).
Регулятивные (например, ученик научится выделять необходимую информацию из текста).
Познавательные (например, ученик научится адекватно воспринимать оценку учителя или научится планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей).
Коммуникативные (например, ученик научится учитывать и уважать разные мнения).
3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, хореография, музыкальная школа…Дворы и дворовые коллективы как особая детская культуру постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности. Кроме этого, большинство современных детей, в отличие от детей XX века, не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений. Все это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Во внеурочную деятельность может входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в т.ч. – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется ОУ и согласуется с родителями обучающихся.
4. Современные дети часто лишены возможности приобрести опыт таких взаимоотношений как сотрудничество и взаимопомощь, бескорыстный труд на благо общества. Рост национального самосознания граждан российского общества оказывает неоднозначное влияние на детей. Это проявляется в детской враждебности к «чужим». Ориентация взрослых на умственное развитие ребенка приводит к ущербу духовно-нравственного воспитания и становления личности. Возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.
Новый стандарт рисует новый портрет выпускника начальной школы.
Важнейшими чертами выпускника будут являться: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Программа духовно-нравственного развития ОУ поможет формированию такого портрета.
Каков режим работы ОО при введении новых ФГОС?
Обращаем ваше внимание на то, что каждое ОУ самостоятельно определяет режим работы.
Наша школа будет работать по 5-тидневной рабочей неделе.
Продолжительность уроков в начальной школе:
В 1 классе – 35 минут;
Во 2-4-х классах – 40-45 минут.
Продолжительность учебного года:
В 1 классе – 33 учебные недели;
Во 2-4 -х классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.
В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом ОУ, который предусматривает:
- обязательные учебные занятия объемом 20 часов в неделю;
- внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.